МОУ "Волипельгинская СОШ"
село Волипельга Вавожского района Удмуртской Республики
  • Культура и традиции жителей исчезнувших деревень

    Экскурсии История Краеведение
    Первыми героями проекта «Культура и традиции жителей исчезнувших деревень» стали жители муниципального образования «Гурезь-Пудгинское» - Пчельникова Галина Николаевна - монисто, Соколова Лидия Сидоровна – сборы лечебных трав, настойки, мази. Миловидов Анатолий Евгеньевич – лозоплетение, Антонида Григорьевна Зайцева – вязание, вышивание.
    30 сентября суббота
    Культура и традиции жителей исчезнувших деревень.
    Первыми героями проекта «Культура и традиции жителей исчезнувших деревень» стали жители муниципального образования «Гурезь-Пудгинское» - Пчельникова Галина Николаевна - монисто, Соколова Лидия Сидоровна – сборы лечебных трав, настойки, мази. Миловидов Анатолий Евгеньевич – лозоплетение, Антонида Григорьевна Зайцева – вязание, вышивание.
    Лидия Сидоровна рассказала о том, что роль растений в жизни человека всегда была велика. Изучение лекарственных трав занимало в жизни удмуртов значительное место. Раньше из-за отсутствия аптек, больниц, медикаментов наши бабушки, дедушки лечились только лекарственными травами, именно растения стали первыми лекарственными средствами. Названия лекарственных растений воплощают в себе их определенные характеристики, отражают духовную и материальную культуру удмуртского народа. Лидия Сидоровна показала какие мази и настойки готовит, как занимается сбором трав, как и где их сушит. Рассказала какие болезни можно вылечить с помощью этих составов.
    Травники, знахари, ворожеи и целители Вавожского района славились на всю округу. Почти в каждой деревне был такой человек, к кому можно было прийти с недугом, проблемами со здоровьем и получить помощь. Были особенно сильные лекари, знахарки, травницы, к которым обращались и из соседних деревень и приезжали на повозках издалека. Таким человеком была мама Кузебая Герда – Софья Никифоровна, которую в народе называли Миквор Оги. К. Герд в своей диссертационной работе использовал материалы мамы, где описывал ее опыт и знания. Тема диссертации была связана с роженицами, как женщина готовилась, рожала и ухаживала за ребенком, какие сборы лечебных трав пила сама и ребенок, соблюдая национальные обычаи и традиции.
    Кузебай Герд в начале 1920-х годов со своими старшими братьями возродил исчезнувшую деревню Малиновка, которая уже потом многие годы считалась исчезнувшей и сейчас вновь возрождена уже другим известным человеком Почетным гражданином Вавожского района Егоровым А.М
    Следующий фильм мы посвятили – монисто, по - удмуртски - уксётирлык – самое распространенное украшение национального костюма удмуртских женщин. Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. В наше время все больше внимания уделяется этно-одежде и аксессуарам. Самым главным и значимым дополнением в удмуртской одежде является мониста.
    Монисто -изделие (ожерелье) из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов, указывало на социальный статус его носительницы. Монисто, изготовленное из серебра, драгоценных камней являлось, как и все драгоценности, неприкосновенным запасом владелицы. Об этом нам поведали Щеткина С.Г. и Пчельникова Г.Н.
    Галина Николаевна сама делает монисто и обучает этому детей. В фильме можно будет увидеть как для учащихся школы Галина Николаевна проводит масстер-классы, рассказывая об истории изготовления украшений.
    Миловидов Анатолий Евгеньевич – рассказал об искусстве лозоплетения и продемонстрировал свои изделия. Широко бытовавшим промыслом в крае, особенно среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В начале XX века по производству мочала, рогож, кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России.
    Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли, большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий.
    Антонида Григорьевна Зайцева показала свои вышитые и связанные изделия и рассказала нам о том, что обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола должна была искусно владеть ниткой и иголкой. Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
    Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая девушка до замужества обязана была подготовить сундук с приданым.
    Л.С.Соколова и Г.Н.Пчельникова являются выходцами исчезнувшей деревни Малая Г-Пудга.
    Эти все промыслы и ремёсла использовались жителями исчезнувших деревень

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie